На волне борьбы с коррупцией работниками правоохранительных органов наиболее пристальное внимание уделяется выявлению преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления или иными словами, — должностных преступлений.
Ответственность за совершение этих преступлений предусмотрена главой 30 Уголовного кодекса Российской Федерации. Наиболее распространёнными должностными преступлениями являются:
- злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);
- нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1);
- превышение должностных полномочий (ст. 286);
- получение взятки (ст. 290);
- дача взятки (ст. 291);
- посредничество во взятки (ст. 291.1);
- мелкое взяточничество (ст. 291.2);
- служебный подлог (ст.292);
- халатность (ст.293).
Расследование должностных преступлений имеет свою специфику. В отличие от процедуры расследования иных (бытовых) преступлений, при расследовании уголовных дел о преступлениях в отношении должностных лиц, следователю надлежит не только собрать доказательства, изобличающие виновного в совершенном преступлении, но и установить статус обвиняемого (подозреваемого), круг его обязанностей и полномочий, а также реальные вредные последствие, которые наступили либо могли наступить в результате совершённого преступления. И здесь достаточно часто правоохранителями допускаются ошибки, способные нанести существенный вред обвиняемому, например, в виде незаконного обвинения, неправильно определённой квалификации, а то и вовсе – незаконного возбуждения уголовного дела.
Также, как правило после возбуждения уголовного дела по должностным преступлениям, следователь в судебном порядке требует ареста имущества подозреваемого (дом, квартира, транспорт и т.д.). При грамотной работе квалифицированного адвоката этого можно избежать.